Портвейн – вино случая и случайностей. Кто бы мог подумать, что однажды бочки из Порту заменят англичанам любимые французские вина, а фальстарт в креплении сделает портвейн сладким. И начнутся нескончаемые игры со стилями…
В 1667 году французский премьер решил, что англичанам следовало бы платить больше при ввозе своих товаров в страну. На что те отреагировали отказом. Правда, от импорта французских вин. Опустевшие полки лондонских таверн и погребов срочно нужно было чем-то восполнять. Выручили свои люди в Португалии. Английские купцы стали отправлять на родину местное вино. Его количество и доступные цены сулили хорошие барыши, если бы не долгий путь и корабельная качка, безжалостно уничтожающие и вина, и перспективы.
Самые старые дофиллоксерные лозы растут в долине Дору. Из них делают единственный портвейн – Nacional.
Чтобы доставить к берегам Англии сносный товар, в винные бочки начали добавлять виноградный спирт. Вино выживало и, хотя не могло претендовать на положение французских образчиков, своего любителя в Туманном Альбионе таки отыскало.
Когда поставки наладились, португальские виноделы приловчились усиливать жизнеспособность вина в процессе производства. Спирт стали добавлять в конце брожения, чтобы, так сказать, закрепить качество своего товара наверняка. И, надо полагать, такое вино могло бы иметь спрос еще какое-то время, если бы не… монахи.
В 19 веке попасть в клуб английских джентльменов, помимо прочих условий, можно было только тем, кто сумеет за раз осушить от трех бутылок портвейна.
… что Португалия осмелилась заявить Европе: «Нам не нужны Каберне и Шардоне, чтобы пробиться на переполненный рынок». Портовое вино обзавелось покровителями, манерами, ценителями и из сладкого пьянящего выросло в корифея признанной категории – вин крепленых. Удачные эксперименты виноделов с выдержкой обратились новыми стилями портвейнов, в последствии задекларированными Институтом вин Дору и Порту (IVDP). И доныне в пышные, душистые вина Португалии (из местных сортов, между прочим) влюблены миллионы. И миллионеры.
«Чтобы описать 30-летние тони, нужно уметь слагать стихи, а 40-летние — очень редкие — даже сочинять музыку к ним».
(с) Оз Кларк, винный критик